- Крито-микенское искусство
- искусство эпохи бронзы (III - II тыс. до н. э.) в бассейне Эгейского моря. Открытие Эгейской цивилизации, извест. прежде лишь по поэмам Гомера, произошло в 1871, когда Г. Шлиман приступил к раскопкам в Трое. В 1900 А. Эванс открыл дворец в Кноссе на о. Крит, назвав его к-ру минойской (по им. легендарного царя Миноса) и разделив ее на три периода - раннеминойский (3000/2800 - 2000), среднеминойский (2000 - 1550) и позднеминойский (1550-1100). На Кикладских о-вах ей соотв. кикладская, а на материке - элладская (с центрами в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Орхомене, Фивах) культура. К:-м. и. предшествует эпоха неолита, к-рая охватывает в Греции VII - IV тыс. и известна гл. обр. по находкам в Фессалии (Сескло, Димини). В III тыс. (ранняя бронза) на первый план в Эгейском бассейне выходит культ. Троады (Троя, Лемнос, Лесбос). На Кикладских о-вах в этот период изготовляются мраморные статуи и статуэтки («кикладские идолы»), служившие погребальными приношениями. С Кикладами тесно связан Крит. На материке изучено укрепленное поселение в Лерне (Арголида). На рубеже III - II тыс. начинается эпоха расцвета культ. Крита. На месте прежних поселений сооружаются дворцы - т. н. Старые, просуществовавшие примерно три столетия, погибшие, вер., в результате землетрясения около 1700, и сменившие их грандиозные Новые (1700- 1400). Сейчас на Крите известно четыре бол. дворца - в Кноссе, Фесте, Маллии и Като Закро. В Гурнии раскопан целый минойский город. Разнообр., обычно небол. размеров, в неск. этажей, соединенные лестницами и переходами, снабженные световыми колодцами помещения критских дворцов группируются вокруг обширного прямоуг. центр, двора; на зап. дворе расположена зрелищная площадка. На периферии дворца помещаются склады и мастерские. Комнаты Кносского дворца украшены богатыми росписями (XVII - XV вв.), в Фесте и Маллии они отсутствуют. Со Старым дворцом в Фесте связаны великолепные расписные вазы т. н. стиля Камарес, от миниатюрных чашечек («яичные скорлупки») до бол. пифосов. Скульптура, торевтика, глиптика также достигли на Крите высокого расцвета, хотя здесь неизвестны ни монумент, статуи, ни храмы минойской эпохи. Памятники минойского иск-ва открыты также на др. о-вах Эгейского моря; наиб, значение имеют раскопки на о-ве Фера, где открыт минойский город, погребенный подобно антич. Помпеям под мощным слоем пепла при извержении вулкана (ок. сер. II тыс.). Ферейские фрески свид-вуют о существовании здесь самостоятельной худож. школы.По-вид., ферейская катастрофа привела критские Новые дворцы к гибели; гегемония в Эгейском бассейне переходит к Микенам, хотя влияние критских худож. школ остается определяющим и для микенской культ. Ее памятники XVII - XVI вв. известны по находкам из шахтовых гробниц Микен, обнесенных круглыми каменными оградами (круг Б за пределами акрополя, круг А внутри его стен). Здесь найдены золотые погребальные маски, оружие (в т. ч. инкрустированные кинжалы), вазы, золотые украшения. Наилучшее представление о периоде расцвета микен. архит. в XIV - XIII вв. дают раскопки крепостей Тирйнфа и Микен (нач. еще Шлиманом) и дворца в Пилосе, центром к-рого служит мегарон, характерный для материковой архит. со вр. неолита, но неизвестный на Крите. Тогда же сооружаются круглые купольные гробницы - тол осы, из к-рых наиб, известна т. н. «гробница Атрея». Микен, дворцы, как и крит., украшены фресками. В отличие от критского, микенскому иск-ву была знакома монумент, скульптура (напр., «Львиные ворота» в Микенах). Высокий расцвет К.-м. и. обрывается внезапно ок. 1200. В к. XII в. окон, прекращается жизнь в Микенах.Лит.: Пендлбери Дж. Археология Крита. М., 1950; Сидорова Н. А. Искусство Эгейского мира. М., 1972; Соколов Г. И. Эгейское искусство. М., 1972Д.М.(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Античный мир. Словарь-справочник. EdwART. 2011.