- Неоплатонизм
- направление в греческой философии III в. н.э., основанное Плотином. Включало элементы разных философских систем: Платона, Аристотеля, стоиков, пифагорейцев и александрийских философов. Основными моментами, определяющими философию Плотина, были три начала: единство, разум и душа. Диалектика, по его мнению, - высшая наука, которая относится к наиболее совершенной части человеческого мышления, она - знание всех знаний. Последним выдающимся представителем философии н. был Прокл (V в. н.э.).Джохадзе Д.В. Основные этапы развития античной философии. М., 1977. С. 249-280; Лосев А.Ф. История античной эстетики: поздний эллинизм. М., 1980.(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)* * *последний этап развития антич. платонизма. Основателем Н. обычно считают Плотина. Антич. Н. существовал в виде ряда школ, ориентированных преим. на толкования диалогов Платона и систематизацию его учения. Плотин и Порфирий разработали систему осн. понятий Н.: во гл. бытия стоит сверхсущее Единое-Благо; далее в порядке нисхождения из Единого следовали Ум (Нус) с идеями в нем, Душа (Псюхе), обращенная к Уму и к чувственному космосу, вечному в своем временном бытии. Ямвлих, основатель сирийской школы Н., ввел в Н. теургию (иск-во входить в связь с богами и духами с помощью особых действий и слов, чтобы добиться от них совершения ч.-л. сверхъестественного) и предпринял реформу комментария. Пергам-ская школа, основанная учеником Ямвлиха Эдесием, продолжала линию сирийской, уделяя преим. внимание мифологии и теургии. Плутарх Афинский (ум. 432) - первый руководитель Академии, введший в нее Н., написал коммент. к ряду диалогов Платона, а также к аристотелевскому трактату «О душе». Его преемник Сириан оконч. определил круг авторитетных для Н. текстов (помимо Платона и пифагорейцев Гомер, орфическая лит. и «Халдейские оракулы») и утвердил за аристотелевской философией статус введения к филос. Платона. В 437 главой Академии стал ученик Сириана Прокл, к-рый подвел итог развитию платонизма в рамках языч. политеизма и дал детально разработанную сводку осн. понятий и методов Н. После смерти Прокла во главе афинской школы стояли Марин, Исидор, Гегий, Зенодот и Дамаский. Александрийская школа Н. стремилась в дидакт. целях согласовать учение Аристотеля и Платона. Одн. осн. предметом изучения постепенно становился Аристотель. Комментаторами его были: Иоанн Филопон, ученики Олимпиодора Илия и Давид и Стефан Византийский - посл. представитель александрийской школы [преподавал в Константинополе в пер. пол. VII в. при имп. Ираклии (610 - 641).]Ю. Ш.(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Античный мир. Словарь-справочник. EdwART. 2011.