Образование античное

Образование античное
   система обучения и воспитания, сложившаяся в древ. мире. Состояла из трех ступеней: 1) нач. школа; 2) сред, (граммат.) школа - гимнасий; 3) вые. ступень обучения, к-рая лишь условно может быть названа школой. Целью высшего О. было изучение риторики, к-рое начиналось еще на сред, ступени, «у грамматика», а затем продолжалось «у ритора», и философии, понимаемой как совокупность челов. знаний. При этом в Греции на первое место выдвигались занятия философией, в Риме - риторикой. Были и др. различия, объясняемые, в частн., тем, что в Греции высш. О. складывалось стихийно, в зависимости от личности преподающего; Рим же заимствовал систему О. у греков и, произведя отбор, приспособил его к своим условиям.
   В Греции в архаич. и классич. период афинские юноши, окончив гимнасий, поступали в эфебию (гр. эфеб - юноша), где в теч. 2 лет, от 18 до 20, проходили воен. подготовку. На этом заканчивалось их образ. Высш. О., понимаемое как дальнейшее приобретение и углубление знаний и развитие интеллекта, возникло на рубеже V- IV вв. и связано с движением софистов, к-рые за плату обучали иск-ву красноречия и иск-ву спора (эристике). Софисты старшего поколения: Протагор, Горгий, Продик и др. - больше внимания уделяли ораторскому иск-ву, т. к. сами были первокласс. ораторами. При этом каждый из них учил «по своему образу и подобию»; единого канона оратор, иск-ва не было. Софисты мл. поколения: Фрасимах (2-я пол. V в.), Калликл (1-я пол. IV в.) и др. - больше внимания уделяли эристике, поскольку учили практическому умению вести прения в нар. собрании и в судах. У софистов не было ни постоянных помещений, ни пост, учеников. Их осн. методом обучения были беседы с учениками. В это же время педагог, деятельностью занимался Сократ; постоянно окруженный учениками, он беседовал с ними на площадях и на улицах. Сократ был непревзойденным учителем эристики, одн. его методика лишь внешне напоминала приемы обучения софистов. Расхождение коренилось в целях обучения: софисты готовили учеников к практической деятельности; для Сократа целью О. было моральное усовершенствование. С т. зр. Сократа, практ., в части, государственная, деятельность могла быть следствием морального усовершенствования. Т. о., Сократ решал лишь этич. проблемы. Особое место в др.-rp. просвещении занимал Исократ, к-рый открыл в Афинах (ок. 390) оратор, школу. В центре обучения в ней стояла философия, понимаемая в шир. смысле. Фактически преподавались: риторика, грамматика, мифология, история, юриспруденция, этика, логика и собст. философия. Обучал Исократ и прак. красноречию. Школа Исократа, несмотря на высокую плату, была очень популярна.
   Наряду с ритор, школой Исократа в Афинах в IV в. действовали еще 4 филос. школы: Академия Платона (осн. в 388); Ликей Аристотеля (335); «Сад Эпикура» (306); школа стоиков («Стоя»), основанная Зеноном ок. 300. Эти филос. школы существовали в теч. всего антич. периода, породив многочисл. направления и ответвления.
   В Риме гр. образоват. система начала распространяться со II в. до н. э. и оконч. утвердилась в I в. до н. э. Заключ., высшим этапом было обучение у ритора. Первонач. риторику преподавали гр. учителя. Лат. ритор, школы утвердились только при Цезаре. Огромную роль в формировании лат. риторики сыграл Цицерон, к-рый изложил ее теор. основы и перевел на лат. язык гр. термины. В I в. н. э. Квинтилиан разработал подробную программу преподавания в ритор, школе. Учеба у ритора была продолжением учебы у грамматика, но на более высоком уровне. Одновр. с изучением теории оратор, иск-ва и упражнений в нем шло изучение юриспруденции, а также чтение и подробный анализ произв. рим. историков (при этом гл. внимание уделялось примерам из героич. прошлого) и ораторов, особенно Цицерона. Вершиной учебного процесса являлись публичные декламации в присутствии всего класса, родителей и др. приглашенных. Декламации делились на свасории (монологи-убеждения на к.-н. мифолог, или ист. сюжет) и контро-версии - выступления с речами в вымышленном судебном процессе с участием двух учеников, игравших роли обвинителя и защитника.
   Ни философия, ни математика в Риме не изучались. Для завершения О. богатые и знатные римляне на 2 - 3 года отправлялись в Грецию.
   Лит.: Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1940; Сергеенко М. Е. Жизнь Древнего Рима. М., 1964.
   Н. К.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Античный мир. Словарь-справочник. . 2011.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Образование античное" в других словарях:

  • Античное образование — европейское образование в период античности, образование Древней Греции и Древнего Рима Периодизация и классификация Образование архаического периода Образование классического периода Афинское образование Спартанское образование Образование… …   Википедия

  • Греция — I Греция         Древняя, Эллада (греч. Hellás), общее название территории древнегреческих государств, занимавших Ю. Балканского полуострова, острова Эгейского моря, побережье Фракии, западную береговую полосу Малой Азии и распространивших своё… …   Большая советская энциклопедия

  • АНТИЧНОСТЬ — [от лат. antiquus древний], классическая древность, традиц. обозначение древней греко рим. цивилизации, в среде к рой происходило распространение раннего христианства и становление форм христ. культуры (так что для заключительной стадии,… …   Православная энциклопедия

  • ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ —         особая общность истоков, судеб и наследия, приведшая к формированию культу рно истор. общности с единым культурно генетич. кодом, с характерным самоощущением и самосознанием европейцев.         По образному определению Поля Валери, все,… …   Энциклопедия культурологии

  • Маркс — Биография. Учение Маркса. Философский материализм. Диалектика. Материалистическое понимание истории. Классовая борьба. Экономическое учение Маркса. Стоимость. Прибавочная стоимость. Социализм. Тактика классовой борьбы пролетариата …   Литературная энциклопедия

  • Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… …   Медицинская энциклопедия

  • Рим — I         Древний (лат. Roma), город, возникший (согласно античному преданию, в 754/753 до н. э.) из группы поселений, к середине 3 в. до н. э. подчинивший себе весь Апеннинский полуостров; в дальнейшем средиземноморская держава, включавшая… …   Большая советская энциклопедия

  • Греция — (Greece) Географическое положение Греции, население Греческой Республики Государственный устрой и экономика Греции, внутренняя и внешняя торговля Греции, культура Греции, история Греческой республики Содержание Содержание География Рельеф… …   Энциклопедия инвестора

  • Стекло — У этого термина существуют и другие значения, см. Стекло (значения). Скифос. Цветное стекло. Восточное Средиземноморье. Первая половина I в. Эрмитаж …   Википедия

  • Зайцев, Александр Иосифович — В Википедии есть статьи о других людях с именем Зайцев, Александр. Зайцев Александр Иосифович А. И. Зайцев в 1974 году Дата рождения: 21 мая 1926(1926 05 21) Место ро …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»