Овидий, Назон Публий

Овидий, Назон Публий
(лат. Publius Ovidius Naso)
(43 до н.э. - ок. 18 н.э.)
   римский поэт эпохи принципата; родился в г. Сульмона в семье всадника; занимался у известных ораторов Рима, совершил путешествие в Грецию (Афины), Малую Азию и Сицилию. Расцвет его творческой деятельности пришелся на вторую половину правления Октавиана Августа, на т. наз. «золотой век» римской литературы. В 8 г. н.э. О. был сослан по приказу Августа в г. Томы (ныне Констанца) на берегу Черного моря, где и умер.
   Из творческого наследия О. сохранились «Любовные элегии», «Героиды» (сборник любовных писем мифологических героинь к своим мужьям и возлюбленным), дидактическая поэма «Наука любви», дополняющий ее отрывок из поэмы «Косметические средства», небольшая дидактическая поэма «Средства от любви», «Фесты», «Метаморфозы», «Скорбные элегии», «Письма из Понта», поэма «Ибис» и фрагменты поэмы о рыболовстве. Вершиной творчества О. считаются «Метаморфозы», основной темой которых являются мифы о превращении богов и людей в растения, животных, камни и созвездия. Ценным источником сведений по истории Причерноморья являются «Скорбные элегии» и «Письма с Понта».
   Овидий Назон Публий. Любовные элегии / Пер. и вступ. ст. С. Шервинского. М., 1963; Овидий Назон Публий. Элегии и малые поэмы / Сост. и предисл. М. Гаспарова. М., 1973; Овидий Назон Публий. Скорбные элегии. Письма с Понта / Изд. подг. М.Л. Гаспаров, С.А. Ошеров. М., 1978; Овидий Назон Публий. Любовные элегии. Метаморфозы. Скорбные элегии / Пер. С.В. Шервинского. М., 1983; Вулих Н.В. «Тристии» и «Послания с Понта» Овидия как исторический источник // ВДИ. 1974. № 1; Подосинов А.В. Произведения Овидия как источник по истории Восточной Европы и Закавказья. Тексты и перевод, комментарий. М., 1985; Сергеев А. Открытое небо. Из жизни Овидия. Спб., 1992.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
   Римский поэт. Овидий был видной фигурой в римском обществе вплоть до 8 года, когда император Август сослал его в Томы (совр. Констанца) - приграничный город на Черном море, подвергавшийся набегам скифов. В Томах Овидий продолжал работу над "Скорбными элегиями" и написал 4 книги "Посланий с Понта", все время надеясь, что он еще сможет вернуться в Рим. Однако надеждам не суждено было сбыться. Причина ссылки Овидия доподлинно неизвестна; сам же он утверждал, что предлогом послужили его стихи и "проступок". Книги Овидия были изъяты из римских общественных библиотек, после того как он написал свою поэму "Наука любви", а "проступок", вероятно, связан с дочерью Августа - Юлией, которая тоже была отправлена в ссылку.
   Овидий был плодовитым поэтом, умевшим достигать отточенности стиха и яркости описаний. Он обладал редким для античности чувством цвета и любовью к видимым формам, создавая тем самым как бы руководство для художников последующих эпох. Кроме знаменитого "Искусства любви" (наставления юношам, как найти и удержать возлюбленных) Овидий написал также "Лекарство от любви", где учил, как следует заканчивать любовные истории; 3 книги "Любовных элегий" и "Героини" - любовные письма в стихах от мифологических и реальных женщин к их возлюбленным. "Фасты" были задуманы Овидием как календарь в стихах, однако до своего изгнания из Рима он успел написать стихи только к шести месяцам года. Некоторые ранние произведения Овидия и знаменитая "Медея" утеряны, однако до нас дошли 15 книг "Метаморфоз", представлявших собой энциклопедию античной мифологии, - Овидий приводит более 200 легенд, связав их в единое изложение.
   Никакое другое произведение античной литературы не оказало такого сильного влияния на европейское искусство, как "Метаморфозы". Начиная с 15 в. античные сюжеты, почерпнутые из Овидиевых "Метаморфоз", изображались художниками и скульпторами великое множество раз.
   "Метаморфозы" были любимой книгой юности таких разных людей, как Чосер, Монтень, Вордсворт и Гете. Овидий входит в четверку античных знаменитостей, приветствующую Данте с Вергилием у входа в Ад ("Божественная комедия", Ад, 4). В средние века Овидия почитали за колдуна - на его родине в Сульмоне до сих пор сохранились предания о волшебнике "Видии". В эпоху Возрождения Овидий считался, напротив, идеалом человека, и тогда же - в 1471 его стихи были впервые изданы.
   В начале 14 в. неизвестный французский автор написал поэму "Морализованный Овидий", а в 1342 друг Петрарки Пьер Берсуир создал трактат с аналогичной целью - выявить в произведениях Овидия христианскую символику. Так, например, в Церере эти авторы видели Церковь, обращавшую души к Истине посредством евангельского света (ее факела). Над такими толкованиями смеялся Рабле в предисловии к "Гаргантюа и Пантагрюэлю", говоря, что у Гомера иносказаний не больше, чем у Овидия христианского духа. Тем не менее "Морализованный Овидий" оказал существенное влияние на трактовку Овидиевых образов в европейской литературе (см., например, интерпретации легенд о Персее, Геракле и Леде). Философы-гуманисты видели в превращениях персонажей "Метаморфоз" в растения или животных подтверждение концепции переселения душ (см. Ариадна, Психея). Овидием продолжали восхищаться и в 19 в., и знакомство с его поэзией было обязательным элементом классического образования, хотя содержание стихов Овидия не всегда устраивало преподавателей с моральной точки зрения.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
   * * *
   рим. поэт. Род. в Сульмоне (Ср. Италия) в состоятельной семье. Учился в Риме. Завершил образование традиц. поездкой в Грецию и М. Азию, возвратился в Рим; начал служебную карьеру, но скоро отказался от нее и полн. посвятил себя поэзии. В 8 н. э. в расцвете славы О. указом Августа был сослан в г. Томы (совр. Констанца в Румынии), где и умер. Непосредств. причина ссылки осталась неизвестной, но вся поэзия О. шла вразрез со стремлением Августа возродить строгие «нравы предков» и его законодательством, направл. на укрепление семьи и брака. В наибол. степени это относится к первому периоду твор-ва О. Изданные ок. 18 до н.э. «Любовные элегии» в 5 кн. (сохран. 2-я ред. в 3 кн.) сразу же сделали О. знаменитым. О. считал себя в этом жанре последователем Корнелия Галла, Тибулла и Проперция; несомненно также влияние на него Катулла. Одн., в отличие от этих поэтов, в стихах О. отсутствует подлинное чувство, его заменяет блестящая разработка (по всем правилам оратор, иск-ва) традиц. для любовной поэзии сюжетов, мотивов и типов. Героиня элегий, назв. Коринной по имени беотийской поэтессы, лишена индивидуальных черт и изображена как обобщ. тип возлюбленной. То же относится к содержанию элегий, в к-рых с исчерпывающей полнотой представлены всевозможные любовные ситуации и переживания, описанные с разных т. зр. и с нескончаемыми вариациями в блестящих по форме, остроумных и подчас ироничных стихах. Лишь две элегии выпадают из этой тематики: отличающаяся особым лиризмом и искренним чувством элегия на смерть Тибулла (III, 9) и описание праздника в честь Юноны (III, 13).
   Декламационно-ритор. стиль, к-рый внес О. в трактовку любовной темы, особенно ярко проявился в след, его сб. - «Героини» («Героиды»), сост. из 2 ч. В 1-й- 15 писем-посланий, из к-рых 14 написаны миф. героинями и адресованы покинувшим их мужьям или возлюбленным; здесь представлены почти все известные из мифологии женские персонажи, оказавшиеся в подобной , ситуации. Одно послание (15-е) написано от лица реального персонажа - поэтессы Сапфо и основано на легенде, согласно к-рой она покончила с собой, бросившись со скалы в море из-за безответной любви к юному Фаону. Жанр любовного письма-послания был известен и раньше, но О. создал новую разновидность такого послания, сделав его содержанием миф, излагаемый в форме исповеди с глубоким проникновением в психологию персонажа. Материалом служил гомеровский эпос (Пенелопа, Брисеида), «Энеида» Вергилия (Дидо-на), гр. трагедия (Федра, Медея), Катулл (Ариадна). Но героини О. больше похожи не на лит. прототипы, а на его образов, современниц, владевших секретами ритор, иск-ва и щеголявших своей ученостью. Риторика здесь не составной элемент, а основа произв. Величайшее мастерство О. проявилось в том, что, разрабатывая одну и ту же тему, он ни разу не повторился и представил каждую из своих героинь как яркую индивидуальность. 2-я ч. сб. состоит из 3 парных посланий: письмо героя - ответ героини. Одна пара (Парис - Елена) имеет источником гомеровский эпос, две др. (Аконтий - Кидиппа, Леандр - Геро) базируются на эллин, поэзии. посл. пара посланий, проникнутая ощущением трагич. конца, по настроению близка к посланиям 1-й ч.; в двух др. парах появляется нов. мотив: изменения в психологии и намерениях героини под влиянием письма героя. Период любовной лирики в твор-ве О. завершается к 2 н. э. выходом в свет пародийно-дидакт. поэм «Наука любви» и «Лекарство от любви». Пародийность достигается соединением фривольного содержания с жанром и стилем дидакт. поэм, построенных по типу руководств по риторике. «Наука любви» состоит из 3 кн. В I и II даются наставления мужчинам: как и где найти предмет любви (ср. «нахождение» темы и материала для речи в ритор, трактатах), как завоевать любовь, как ее сохранить. В III кн. поэт дает аналог, советы женщинам, показывая при этом, что он прекрасно разбирается не только в тонкостях женской психологии, но и в тайнах жен. туалета, косметики, прически, походки и т. д. Поэма «Лекарство от любви» появилась, возм., как ответ тем, кто обвинял поэта в безнравственности. Обе поэмы - веселые, остроумные и ироничные, изобилующие бытовыми зарисовками и меткими наблюдениями, дают богатую деталями картину тогдашней рим. жизни. 2-й период твор-ва О. ознаменовался обращением к серьезной тематике. Он начал писать сразу два произв.: «Фасты» («Календарь», «Месяцеслов») и «Метаморфозы» («Превращения»). Поэма «Фасты» была задумана в 12 кн., написано - 6. В каждой кн. рассказывается о рим. праздниках и обрядах одного месяца: от января до июня. В них прославляется рим. старина с ее культами и обычаями, богами и героями, мифами и ист. событиями; неумеренно восхваляется Август и весь род Юлиев. Одн. и здесь О. остался верен себе: в поэме множ-во любовных приключений, связанных с различными датами рим. календаря. «Метаморфозы» - самое знаменитое произв. О. Это большая поэма в 15 кн., написанная гексаметром (все др. произв. написаны элегич. дистихом). Содержанием поэмы являются мифы о превращениях, изложенные как связное целое и даже с попыткой соблюдения хронолог, последовательности; в ней выделяются 2ч. - мифолог.: от превращения первонач. хаоса в упорядоченную Вселенную до Троянской войны; и ист.: от Троянской войны до эпохи Августа. Но т. к. болын-во мифов не имеют четкой временной соотнесенности, для их соединения в «непрерывную песнь» О. пользуется разл. композ. приемами: объединяет сказания по циклам (аргосский, фиванский, троянский), группирует вокруг одного события (поход Аргонавтов) или героя (Геракл, Эней), использует рамочную композицию, вплетая в осн. рассказ встав, эпизоды и т. п. Как и др. произв. О., в «Метаморфозах» господствуют любовные сюжеты самого разнообразного характера: от высокой трагедии до преступной любви. Мн. мифов о любви богов к смертным женщинам, ставшей причиной их страданий и горестных превращений. В заключ. излагается филос. обоснование превращений - учение Пифагора о метемпсихозе - переселении душ. Завершается поэма апофеозом Юлия Цезаря, превращенного в звезду, и похвалой Августу, после чего поэт оценивает свой труд почти буквальным повторением строк из горациевского «Памятника» (Мет., XV, 871-872).
   Гл. произв. 3-го периода твор-ва О. - сб.: «Скорбные элегии» и «Письма с Понта». Их отличает искренность тона и глубокие душевные переживания. Болып-во элегий обоих сб. полны жалоб на судьбу, их пронизывает чувство тоски и одиночества. О. умоляет жену и друзей о заступничестве перед Августом, к-рому расточает лесть и неумеренные похвалы; обращается и к самому Августу, прося его о помиловании или хотя бы о смягчении наказания. Неподдельным страданием, горечью разлуки с любимой женой и со всем, что ему дорого, проникнута самая поэтичная элегия этого сб. (I, 8) - о последней ночи в Риме. Особый интерес представляет автобиогр. элегия (IV, 10). В отличие от «Скорбных элегий», в к-рых О. не называет адресатов, боясь повредить им, «Письма с Понта» обращены к конкретным лицам и носят поэтому более личный характер. Они написаны позже, в них заметно некоторое примирение поэта с судьбой, пробуждение интереса и симпатий к местным жителям; он даже написал поэму на гетском яз. К сожалению, она не сохран. Из др. несохран. произв. О. древние очень высоко оценивали трагедию «Медея». О. - последний крупный поэт «золотого века» рим. лит. Он был очень популярен в Риме даже в период ссылки; в средневековье ему подражали трубадуры и миннезингеры; в Новое вр. по «Метаморфозам» изучали греко-рим. мифологию, их сюжеты широко использовались и используются в живописи, лит., скульптуре, музыке.
   Н. К.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Античный мир. Словарь-справочник. . 2011.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Овидий, Назон Публий" в других словарях:

  • Публий Овидий Назон — Овидий Ovidius …   Википедия

  • ОВИДИЙ Публий Овидий Назон — ОВИДИЙ (Ovidius Naso) Публий Овидий Назон (43 до н. э. ок. 18 н. э.) римский поэт. Любовные элегии, послания; проникнутые юмором и иронией дидактические поэмы Наука любви , Средства от любви . Мифологический эпос Метаморфозы (о превращениях людей …   Большой Энциклопедический словарь

  • Публий Овидий Назон — (43 г. до н.э. ок. 18 г. н.э.) поэт Не подлежит сомнению мудрость итакийца (т. е. Одиссея), желающего увидеть дым отечественных очагов. Тем, чем мы были и чем являемся, завтра уже не будем. Все изменяется, ничто не исчезает. Пользуйся юностью;… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • ОВИДИЙ Публий Овидий Назон — (Publius Ovidius Naso) (43 до н.э. 17 или 18 н.э.), римский поэт, оказавший сильнейшее воздействие на европейскую литературу от Средних веков до наших дней. Овидий родился в г.Сульмон в Апеннинах (ныне Сульмона, примерно 140 км к востоку от Рима) …   Энциклопедия Кольера

  • Овидий, Публий Овидий Назон (Publius Ovidius Naso) — (43 до н. э. — около 18 н. э.), римский поэт. Любовные элегии, послания, проникнутые юмором и иронией дидактические поэмы «Наука любви», «Средства от любви». Мифологический эпос «Метаморфозы» (о «превращениях» людей и богов в животных,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ОВИ́ДИЙ Публий Овидий Назон (Publius Ovidius Naso) — Публий Овидий Назон (Publius Ovidius Naso) (43 до н.э. – ок. 18 н.э.), рим. поэт. Любовные элегии, послания, проникнутые юмором и иронией дидактич. поэмы Наука любви , Средства от любви . Мифол. эпос Метаморфозы (о превращениях людей и богов …   Биографический словарь

  • Овидий — Назон, Публий; Ovidius Naso, Publius, 43 г. до н. э. 18 (или 17) г. н. э., римский поэт. Родился в Сульмоне у подножия Аппенин. Происходил из состоятельной всаднической семьи. В соответствии с желанием отца, он был послан учиться в Рим, чтобы… …   Античные писатели

  • Овидий, Публий Назон — Овидий Ovidius Овидий в Хрониках Нуремберга. Имя при рождении: Публий Овидий Назон Дата рождения: 43 год до н. э. Дата смерти: 17 год н. э. Род деятельности …   Википедия

  • Овидий Публий Назон — Овидий Ovidius Овидий в Хрониках Нуремберга. Имя при рождении: Публий Овидий Назон Дата рождения: 43 год до н. э. Дата смерти: 17 год н. э. Род деятельности …   Википедия

  • Публий Назон Овидий — Овидий Ovidius Овидий в Хрониках Нуремберга. Имя при рождении: Публий Овидий Назон Дата рождения: 43 год до н. э. Дата смерти: 17 год н. э. Род деятельности …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»