Пиндар

Пиндар
(греч. Pindaros)
(ок. 520 - 442 до н.э.)
   фиванский поэт, с именем которого связан высший этап в развитии греческой лирики. Свою славу П. заслужил песнями в честь победителей общегреческих состязаний - олимпийских, пифийских, истмийских, немейских игр. В этих песнях прославлялся род победителей и покровительствующие ему боги. Слава П. в Греции была так велика, что даже спустя сто лет, когда А. Македонский покорил восставшие Фивы, он приказал разрушить город до основания, сохранив только храмы богов и дом П., потомкам которого, единственным во всем городе, была сохранена свобода.
   Пиндар. Вакхилид. Оды, фрагменты. М., 1980; Гринбаум Н.С. Язык древнегреческой хоровой лирики (Пиндар). Кишинев, 1973; Ярхо В.Н., Полонская К.П. Античная лирика. М., 1967. С. 60-70.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
(ок. 518 - ок. 438 до н. э.)
   Греческий лирический поэт, родившийся в Беотии и получивший образование в Афинах, аристократ по рождению и духу. В античности было известно семнадцать томов лирики Пиндара, из которых, не считая фрагментов, до нас дошли только четыре книги "Од". "Оды" Пиндара написаны в традиционном жанре хвалебных песен, исполняемых хором на спортивных состязаниях в честь чемпионов, однако этот традиционный жанр Пиндар трактует очень своеобразно: для него значительны не столько достижения спортсменов и их воля к победе, сколько сама даруемая богами Слава, выводящая героя за рамки морали и ставящая его в один ряд с мифологическими персонажами. Вообще надо иметь в виду, что жанр оды обязательно предполагал принесение благодарения богам и был включен в религиозную сферу. Сами греки считали Пиндара своим величайшим поэтом, а среди римлян им особенно восхищался Гораций, полагавший, что его собственные оды не идут ни в какое сравнение с одами Пиндара. Существует предание, согласно которому Александр Македонский, разрушая Фивы, пощадил дом Пиндара (кстати, существует аналогичная легенда про дом Еврипида).
   "Оды" Пиндара существенно повлияли на развитие жанра оды в европейской литературе. Широко известны переводы Гёльдерлина.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
   * * *
(518 - 438)
   др.-гр. поэт, виднейший представитель хоровой лирики. Род. вблизи Фив (в Беотии), происх. из знат. рода. Учился музыке в Афинах. Первое извест. соч. П. относится к 498. По приглашению мест, правителей посетил в 476 Сицилию. П. разрабатывал в своем твор-ве едва ли не все виды хоровой мелики. Сохран. фр-ты от его пеанов, дифирамбов, парфениев и т. д. Александрийские филологи издали произв. П. в 17 кн., от к-рых целиком дошли только 4 кн. эпиникиев, собр. в каждой книге в зивисимости от места, где происходили состязания. Соответ. эпиникии П. делятся на Олимпийские (14 поэм), Пифийские (12), Немейские (11) и Истмийские (8), охватывающие более полувека его поэтич. деятельности. Самый жанр эпиникия предопределил круг заказчиков П.; это - представители аристократии с о-ва Эгина и из Беотии, правители городов-государств в Сицилии, царь Кирены (на сев. побер. Африки). Только люди из высш. классов могли содержать лошадей для состязаний в колесничном беге и под рук. дорогостоящих тренеров готовиться к соревнованиям в беге или кулачном бою. Одн. эпиникии П. меньше всего явл. хорошо оплаченным славословием по адресу знат. победителей. П. высоко ценил свое иск-во и неоднократно давал понять, что самые великие подвиги были бы обречены на забвение, если бы их не увековечивали поэты. Прославляя своих адресатов, П. в одержанной победе (описанию к-рой почти не уделяется места) видит прежде всего благосклонность богов, способных по своему усмотрению вознести на вершину славы то одн., то др. смертного. Отсюда у П. частые высказывания о непостижимости божеств, воли, о неустойчивости челов. благополучия и призывы к его адресатам не забывать о своей смертной природе и не пытаться сравняться с богами. Другим условием победы явл. предельное напряжение собств. сил и безупречный нравств. уровень атлета, коренящийся в его благородном происх. К высшим успехам ведет человека его врожденная доблесть, к-рой нельзя научиться. Отсюда не менее частые у П. воспоминания о знатности рода, к к-рому принадлежит победитель, тем более что истоки рода нередко возводятся к самим богам. Подтверждением высокого жизн. призвания победителя служит обычно миф, повествующий о его героях-предках и их славном прошлом. В др. случаях миф может использоваться как назидание для смертных, напоминая о тяжкой доле заносчивых гордецов (как, напр., Тантала), справедливо наказанных богами. Т. о., эпиникии П. складывается в разных соотношениях из 3 осн. компонентов: из сообщения о победе, в к-ром внимание поэта привлекает б. ч. история основания игр, похвала атлету, его предкам, его городу; из нравоучит. примеров и сентенций, призывающих победителя к соблюдению меры перед лицом богов; из мифолог, повеств., к-рое может служить одной из этих целей. Собств. мировоззрение П. отличается не только глубокой приверженностью к аристократ, нрав, идеалам, но и полной неизменностью на протяжении всей его жизни. Все больше оно приходило в противоречие с динамичным развитием гр. городов-государств, в к-рых знйть уже утрачивала свое господствующее положение. Вместе с тем содержащиеся в твор-ве П. похвала усилиям, направленным к достижению высокой цели, призывы к снисканию благоволения богов находили отклик и в демократ, полисах. Эпиникии П. построены, как правило, в форме сменяющих друг др. триад, в каждой из к-рых иногда получает развитие к.-н. одна мысль; чаще, одн., его необузданный поэтич. темперамент пренебрегает границами между триадами. Однажды найденный образ обогащается по принципу достаточно свободных ассоциаций все новыми синонимами и определениями. Язык. П., восходящий к поэтич. наддиалекту хоровой лирики, имеет мн. общих черт с лексич. фондом эпоса и трагедии; в то же время П. свойственны смелые метафоры и новообразования, придающие его речи возвышенность и торжественность.
   В.Я.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Античный мир. Словарь-справочник. . 2011.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Пиндар" в других словарях:

  • Пиндар — (ок. 518 442 до нашей эры) греческий поэт; принадлежал к знатному фиванскому роду и был тесно связан с Дельфами, идейным центром греческой аристократии, певцом которой П. и является. Его произведения относятся к области хорической лирики, т. е.… …   Литературная энциклопедия

  • Пиндар — Пиндар, Pindaros, из Фив, ок. 518 ок. 438 гг. до н. э., греческий лирический поэт. Родился в прилежащей к Фивам местности Кенокелаф. Происходил из аристократической семьи. Воспитывался и учился в Фивах, после чего уехал в Афины, чтобы пополнить… …   Античные писатели

  • Пиндар — (Pindarus, Πινδαρος). Величайший лирический поэт Греции. Род. в Фивах, около 522 г. до Р. X. Он был современник Эсхила. Из стихотворений до нас дошли только победные гимны в честь победителей на общественных играх. Пиндар умер в 442 г. до Р. X.… …   Энциклопедия мифологии

  • Пиндар — (PindaroV) лирический поэт (622 448 до P. Хр.), уроженецКиноскефале, предместья Фив в Беотии, почему поэт называет себяфивянином, а Фивы своей родиной, матерью. Киноскефалы лежали усвященной горы Геликона, близ источника Дирки; гора… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • ПИНДАР — (ок. 518 ок. 438 до н. э.) Греческий лирический поэт, родившийся в Беотии и получивший образование в Афинах, аристократ по рождению и духу. В античности было известно семнадцать томов лирики Пиндара, из которых, не считая фрагментов, до нас дошли …   Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

  • ПИНДАР — (ок. 518 ок. 438 до н. э.) Греческий лирический поэт, родившийся в Беотии и получивший образование в Афинах, аристократ по рождению и духу. В античности было известно семнадцать томов лирики Пиндара, из которых, не считая фрагментов, до нас дошли …   Список древнегреческих имен

  • ПИНДАР — (около 518 442 или 438 до нашей эры), древнегреческий поэт лирик. Хоровые песнопения, культовые гимны, похвальные песни в честь победителей на Олимпийских, Дельфийских и других спортивных играх. Поэзия Пиндара отличается сложностью строфической… …   Современная энциклопедия

  • ПИНДАР — (ок. 518 442 или 438 до н. э.) древнегреческий поэт лирик. Торжественные хоровые песнопения, культовые гимны, эпиникии похвальные песни в честь победителей на Олимпийских, Дельфийских и др. спортивных играх. Поэзия Пиндара отличается сложностью… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Пиндар — (ок. 518 442 или 438 гг. до н.э.) поэт лирик Непоколебимое основание государства справедливость. Склонность к ссоре, поношению и зависти спутник пустых людей. (Источник: «Афоризмы. Золотой фонд мудрости.» Еремишин О. М.: Просвещение; 2006.) …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • пиндар — а, м. Pindare < Pindaros древнегреческий поэт, стихам которого была свойственна высокопарность. перен. Высопарный воспеватель чего л. Что же сказать о присяжных защитниках современного капитализма. Эти господа в окончательном восторге.… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Пиндар — (около 518 442 или 438 до нашей эры), древнегреческий поэт лирик. Хоровые песнопения, культовые гимны, похвальные песни в честь победителей на Олимпийских, Дельфийских и других спортивных играх. Поэзия Пиндара отличается сложностью строфической… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»