- Проза ораторская
- худож. жанр, возникший в Др. Греции в нач. V в. до н. э. Его появление связано с развитием демократ, обществ, устройства в городах Сицилии и особенно в Афинах, с потребностями открытого обсуждения вопросов гос. значения. О мастерстве гос. деятелей, считавшихся прекрасными ораторами, - Фемистокла и Перикла, мы можем судить лишь по речи последнего, переданной Фукидидом (кн.. 2, гл. 35 - 46). Оформление П. о. как самостоятельного жанра происходит в деятельности софистов, стремившихся научить тому, как «слабое слово сделать сильным» (Протагор). К к. V в. до н.э. происходит классификация П. о. по ее задачам и месту произнесения. Речи делятся на политические (совещательные), судебные и эпидиктические, т. е. произнесенные на торжеств, собрании. Композиция речей, в части, судебных, сложилась задолго до софистов: вступление, рассказ, доказательства, заключение. С софистами же приходит особое внимание к словесному оформлению речи. Задачу оратора стали видеть не только в умении убеждать, побуждать к действию, но и доставлять эстет, удовольствие. Приемы красноречия, разработанные теоретиками, со временем становятся азбукой ораторов, к-рые писали, как правило, речи разных жанров, но каким-то видом владели лучше. Судеб, речами прославился Лисий, по преим. полит. - Демосфен, письменными торжественными речами - Исократ. С потерей гр. полисами независимости полит, красноречие лишается реал, содержания. На первый план выходит эпидиктическая П. о., гл. обр. в форме панегирика, возникшего на базе разработанного Исократом прозаического энкомия. Гл. внимание теперь уделяется внеш. эффектам. Особенно это характерно для появившегося в М. Азии в III в. до н. э. направления, назв. азианизмом. Реакцией на него явился т. н. аттикизм с ориентацией на ясность речи классиков аттич. прозы. В Риме П. о. до Цицерона известна плохо, хотя хороших ораторов было немало, в т. ч. Катон и братья Гракхи. Оконч. рим. красноречие развилось и оформилось под влиянием гр. школы; два ее направления, аттикизм и азианизм, получили дальнейшее развитие в рим. П. о. Среди рим. ораторов классич. эпохи выделялись Цезарь, сторонник аттикизма, и Цицерон, тяготевший к умеренному азианизму. Самый выдающийся рим. оратор Цицерон одновр. явл. и завершителем рим. красноречия, т. к. с падением Республики гибнет живое ораторское слово и на первый план выходит его формальная сторона. В эпоху Рим. империи гр. и рим. П. о. сливаются как бы в единый поток. Характерен в этом смысле пример Апулея, писавшего как по-гр., так и no-лат. Практическое красноречие все больше превращается в ритор, упражнения. П. о. развивается как бы сама для себя. Учителя риторики выступают на публике со своими декламациями, речами на вымышленные темы. Нередко эти декламации явл. шедеврами оратор, иск-ва, но имели существ, недостаток - отсутствие жизненности. В период 2-й софистики (II - IV вв.) вся проза, в т. ч. оратор., ставит себе цель как можно лучше копировать классич. образцы. Нек-рые ораторы достигают в этом такой виртуозности, что их язык неотличим от классич. (Элий Аристид). Риторские школы остаются вершиной образования. В посл. века античности из школы одного учителя (Либания) могли выйти и ярые язычники (Юлиан Отступник) и крупные деятели церкви (Василий Великий, Григорий Назианзин, Иоанн Златоуст). Т.о., П. о. оказалась тем элементом антич. культуры, к-рый продолжал жить и .после ее гибели, найдя для себя продолжение в христианской проповеди.Лит.: Козаржевский А. Ч. Античное ораторское иск-во. М., 1980Я.Ш.(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Античный мир. Словарь-справочник. EdwART. 2011.