- Сапфо (Сафо)
- (греч. Sappho)(конец VII - 1-я пол. VI в. до н.э.)прославленная греческая поэтесса из г. Митилена (Лесбос), автор любовных стихотворений и эпиталам - свадебных песен. Была наставницей молодых девушек, организатором одной из первых женских школ в античности. Существует легенда о том, что С. покончила жизнь самоубийством, бросившись со скалы в море из-за безнадежной любви к юноше Фаону.Античная лирика / Сост. С. Апта, Ю. Шульца. М., 1968; Шофман А.С. Сапфо Лесбосская // Женщины-легенды. Минск, 1993; Ярхо В.Н., Полонская К.П. Античная лирика. М., 1967. C. 49-52.(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)* * *(род. ок. 612 до н. э.)Греческая лирическая поэтесса из Митилены на острове Лесбос, современница Алкея. Вокруг Сапфо образовалась группа знатных женщин и девушек, посвятивших себя служению Афродите. В своих стихах, иногда изящных и грациозных, иногда полных мучительной страсти, Сапфо выражала своим подругам переполнявшие ее чувства, и отсюда пошли современные выражения "лесбийская любовь", "лесбиянка". О жизни Сапфо известно очень мало - неудачное сватовство Алкея или история о ее несчастной любви к Фаону скорее всего вымышлены. Согласно этой легенде, Сапфо покончила с собой, бросившись в море с утеса на острове Левкадия, - подобные прыжки считались ритуальными в рамках местного культа Аполлона. Сапфо писала стихи на эолийском диалекте, используя различные размеры, в том числе и знаменитую "сапфическую строфу". Дошедшие до нас фрагменты семи книг стихов Сапфо, в свое время переписанные Горацием, включают гимны богам, свадебные песни и любовную лирику. Художественная насыщенность стиха Сапфо, сочетающаяся с его прямотой и откровенностью, ставит Сапфо в ряд величайших поэтов.(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)* * *(род. ок. 620 до н. э.)др.-гр. поэтесса. Происх. из Митилены (на о-ве Лесбос) из знатной семьи, вместе с к-рой одно время была в изгнании в Сицилии. Александрийские филологи издали произв. С. в 9 кн., до нас дошло целиком 1 стихотв., еще одно - без заключит, строфы. Все остальное - отрывки, в т. ч. найденные на папирусах. Содержание твор-ва С. определяется тем, что на родине она возглавляла т. н. фиас - культовое объединение, посвященное богине Афродите. В состав фиаса входили девушки, его задачей было приготовление их к замужеству. Отсюда - преобладание в стихотв. С. мотивов любви и разлуки; действие в них происходит на фоне светлой и радостной природы, журчания ручьев, курения благовоний в свящ. роще богини. Вм. с тем традиц. формы культового фольклора наполняются у С. сильными личными переживаниями (напр., жалоба на безответное чувство в гимне к Афродите). Любовь в восприятии С. - страшная стихийная сила, «сладостно-горькое чудовище, от к-рого нет защиты». Изображая состояние влюбленного, С. стремится передать его через внутр. ощущения, хотя и в конкретно-чувств. форме (огонь под кожей, звон в ушах). Наряду со стихотв., предназнач. для исполнения в фиасе, от С. дошли также фр-ты эпиталамиев, рассчитанные на более широкий круг сограждан. Стихотв. С. написаны на эолийском диалекте, близком к разг. речи.В. Я.(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Античный мир. Словарь-справочник. EdwART. 2011.