- Скульптура римская
- оригинальные произв. статуарной и рельефной пластики Др. Рима и копии др.-гр. скульптур III в. до н. э. - IV в. н. э. Плиний Старший сообщает о скульптуре II в. до н. э. и более ранней, включая почетные статуи в обществ, местах Рима. Их материалом была, по Плинию, бронза. От этого вр. имеется только бронзовая голова т. н. «Брута» (III - I вв.) и бронзовая статуя Авла Металла (т. н. «Оратор») с этрусской 'надписью (II в. до н. э.). Начиная со II в. до н. э. в Риме производится множ-во копий прославленных шедевров др.-гр. скульпторов; во 2-й пол. II в. до н. э. расцветает неоаттическая школа С. д., крупнейш. представителем к-рой был Паситель; как явствует из лит. свид-в, болып-во скульпторов, работавших в Риме, были греки. Специфически рим. скульптурным жанром, не имевшим предшественников в др.-гр. иск-ве, был исторический рельеф, увековечивавший отдельные события или доблести рим. гос. деятелей, составлявший украшение архитектурных памятников (триумфальных арок, колонн, алтарей). Самый ранний из дошедших рим. ист. рельефов - с памятника Эмилия Павла, поставленного в Дельфах в честь его победы над македон. царем Персеем в 168 до н. э., а в самом Риме - сцена ценза на рельефах «Алтаря Домиция Агенобар-ба» (ок. 100 до н.э.); затем рельефы алтаря Мира (13 - 9), воздвигнутого Августом в честь окончания гражд. войн; фриз Викомагистров (сер. I в. н. э.) с изобр. процессии магистратов; рельефы арки Тита на форуме (80 - 85), воздвигнутой в честь взятия Иерусалима, с изобр. триумфальной процессии (в этих рельефах видят кульминацию «пространственного иллюзионизма», наиб, характерной черты С. р.); спиралевидный рельефный фриз колонны Траяна в Риме (110-А113) с изобр. эпизодов двух Дакийских кампаний императора; рельефные медальоны Адриана (130- 138), перенесенные впосл. с утраченного памятника на арку Константина в Риме; ист. рельефы Антонина Пия, Луция Вера, Марка Аврелия, Септимия Севера, Диоклетиана, Галерия, Константина (II - IV вв.).Др. специфически рим. скульптурным жанром был портрет. Генезис рим. портретной скульптуры не вполне ясен. Полибий и Плиний Ст. описывают древ, обычай несения портретных голов и масок в погребальных процессиях, но это могли быть воображаемые портреты отдаленных предков. С др. ст., существовали эллин, образцы портретной скульптуры. Наконец, была италийская традиция этрусского портрета. Скульпт. портреты Др. Рима, как официальные - императоров и членов их семей, так и портреты частных лиц, дошли в сотнях экз. Линия их эволюции идет от веризма («правдоподобия») республиканского периода к позднеантич. спиритуализму. Во множ-ве дошли также памятники погребальной С. р. - надгробия и саркофаги, нередко содержавшие сложную аллег. программу. Из бол. бронзовых статуй С. р. наиб, известна конная статуя Марка Аврелия (сейчас на Капитолии). Следует отметить и провинциальные течения в С. р. - галло-римское, азиатское (с его эллин, истоками), африканское (с преобладанием памятников официального рим. стиля).Лит.: Античная скульптура из собрания ГМИИ имени А. С. Пушкина / Ред. Л. И. Акимова. М., 1987; Бритова Н. Н., ЛосеваН. М., СидороваН. А. Римский скульптурный портрет: Очерки. М., 1975; Вальдгауэр О. Ф. Римская портретная скульптура в Эрмитаже. Пг., 1923; его же. Античная скульптура. Пг., 1924; Кобылина М. М. Искусство Древнего Рима. М., 1939Д.М.(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Античный мир. Словарь-справочник. EdwART. 2011.