- Трагедия римская
- драмат. жанр, получивший развитие в Др. Риме с сер. III до сер. I в. Начало ему было положено Ливием Андроником, к-рый в 240 поставил 1-ю римскую Т., взяв за основу др.-гр. оригинал (какой именно - неизв.). По этому же пути приспособления для рим. сцены гр. прототипов пошли последователи Ливия: Невий, Энний, Пакувий и Акций; этими именами практически исчерпывается рим. Т., предназначенная для сцены. Твор-во рим. трагич. поэтов дошло только в фр-тах; известно ок. 90 названий их произв. и св. 1800 разроз. стихов (цельные монологи встречаются редко), к-рые, одн., позволяют сделать извест. выводы о том, какие сюжеты пользовались особым предпочтением у рим. драматургов и как они их обрабатывали. Ок. половины сохран. названий охватывают события Троянской войны и примыкающие к ним мифы микен. цикла. На 2-м по частоте месте стоят сказания из легендарной истории Фив. Рим. драматургов интересовали преим. сюжеты, в к-рых была возможность раскрыть величие героич. личности, происходящую в ее душе борьбу между долгом перед коллективом соратников и чувством собственного достоинства (отказу Ахилла от участия в боях и послед, перемене этого решения были посвящены трагедии Энния и Акция; спору между Одиссеем и Аяксом за доспехи убитого Ахилла - произв. Энния и Пакувия). Чаще других гр. трагиков за основу брали Еврипида, но Энний обработал также «Евмениды» Эсхила и соединил в одну трагедию его недошедшую трилогию об отказе Ахилла от гнева и гибели Гектора; у Акция была «Антигона» по Софоклу. Переделывая свои оригиналы, рим. поэты сохран. хор, но меняли размеры лирич. партий; гораздо чаще, чем в гр. трагедии, использовали трохеич. размеры и традиц. для рим. драмы аллитерации и ассонансы; не чуждались они и нек-рых рим. реалий. Особую отрасль Т. р. составляла т. н. претекстата. Из дошед. 7 названий видно, что рим. поэты избирали в кач-ве сюжетов как легендарное прошлое Рима («Ромул» Невия, «Брут» Акция), так и ист. события, свидетелями к-рых были они сами («Амбракия» Энния, «Павел» Пакувия - о победе над македон. царем Персеем в 168 до н.э.).Наиб, высоко ценили в Риме трагедии Пакувия и Акция, к-рые ставили еще в I в. н. э.; текст их был известен рим. грамматикам почти до самого конца античности. О Т. р. посл, века Республики известно мало. Соч. Юлия Цезаря «Эдип» и дилетантские опусы Квинта Цицерона, брата знаменитого оратора, серьез. значения не имели. По-вид., много удачнее была трагедия Овидия «Медея», известная по положит, отзыву Квинтилиана. Единств, целиком дошедшим памятником Т. р. явл. соч. Сенеки Младшего, также использовавшего др.-гр. образцы. Одн. его трагедии скорее всего были предназначены не для сцены, а для декламации в домашнем кругу или для чтения. Написанные с применением самых выразит, ритор, средств, произв. Сенеки ставили целью облечь в худож. форму стоический тезис о губительности чрезмер. страстей. Впрочем, отдельные монологи из трагедий Сенеки, как и более ранних поэтов, могли в эпоху Рим. империи исполняться со сцены актерами в кач-ве сольных номеров.В.Я.(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Античный мир. Словарь-справочник. EdwART. 2011.