- Августин, Аврелий
- (лат. Augustinus)(354 - 430 н.э.)латиноязычный христианский писатель, выходец из Нумидии (Сев. Африка). Изучал риторику, впоследствии преподавал ее в Карфагене, Риме и Милане. Назван католическими богословами «блаженным». Как богослов и писатель имел сильное влияние на оформление всей догматики католицизма. Наиболее известны его произведения «О христианской доктрине», «О граде Божьем» и «Исповедь». Учение А. стало неопровержимым авторитетом в эпоху средневековья.Творения Блаженного Августина. Киев, 1901-1912; Герье В. Блаженный Августин. М., 1910; Баскин М. Августин как теоретик католицизма // Тр. Московского ин-та истории, философии и лит. 1937. Т.1; Голенищев-Кутузов И.Н. Средневековая латинская литература Италии. М., 1972. С. 85-94.(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)* * *(354-430)Епископ в Гиппоне, недалеко от Карфагена (Северная Африка), один из наиболее влиятельных отцов христианской церкви. Его наследие по теологии и критике поистине огромно. Наиболее известен автобиографический труд "Исповедь", положивший начало исповедальному жанру.(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)* * *рим. писатель и теолог, крупнейший представитель раннехрист. философии. Происх. из Сев. Африки. Учился в ритор, школах Мадавра и Карфагена. В Карфагене основал свою собств. школу, в к-рой преподавал ок. 10 лет. В 384 переехал в Рим, где изучал философию. В том же году А. возглавил придвор. школу риторики в Медиолане (Милан). В 387 принял крещение и через год возвратился в Тагаст (Сев. Африка). В 396 избирается епископом Гиппона. К этому периоду относятся наиболее знач. соч. А.: «Исповедь» и «О Граде Божием».Для филос. взглядов А. характерна последовательная эволюция от антич. миросозерцания в сторону ортодокс, христианства. Критика эпикуреизма с позиций стоиков сменяется у А. критикой стоицизма с позиций неоплатоников и христ. критикой неоплатонизма. Концепция А. предполагает всестороннее оправдание веры разумом («Верю, чтобы понимать»). Бол. место у А. занимает объяснение разумного пути к вере в результате духовного развития личности. А. придает огромное знач. самопознанию: «Исповедь» (автобиогр.) А. раскрывает подсознательное бездны личностного становления, тонко рисует психол. свойства челов. разума. Божественная истина недоступна челов. уму, ограниченность к-рого делает веру необходимой. Только Бог обладает свойствами субстанционального и совершенного бытия и наивысшего блага. Изменяемые предметы 16 располагаются между небытием (зло) и бытием (добро). Время у А. имеет причинное начало, т. к. сотворено Богом вместе с миром. А. считал, что не существует прошлого и будущего, есть лишь настоящее, по-разному отражаемое в челов. разуме. А. разделял субъективное (протяжение) и объективное (соотношение вещей) понятие времени. Бог творит мир не произвольно, а сообразуясь с разумом и благом, но поскольку он создал его из ничего, совершенство мира наталкивается на ограниченность челов. восприятия. Признавая божественное предопределение, А. считал свободой возможность выбрать наилучшее. Особое вним. А. уделял проблеме ист. развития общ-ва. В соч. «О Граде Божием» он описывает 2 вида челов. общности: «град земной», в к-ром люди забывают о Боге, и «Град Божий», осн. на самозабвенной любви к Богу. А. первым ввел понятие ист. процесса, дал последовательное изложение духовной истории человечества. Канонизирован христ. церковью как А. Блаженный.Соч.: Творения... Киев, 1901 - 1915. Ч. 1 - 7; Исповедь. М., 1991 (тоже - 1992).Лит.: Бычков В. В. Эстетика Аврелия Августина. М., 1984; Уколова В. И. Философия истории Аврелия Августина М., 1986; 75, 230 - 405.М.О.(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Античный мир. Словарь-справочник. EdwART. 2011.