- Эпос
- (греч. epos - слово, рассказ)в античной литературе поэтический жанр, возникший в эпоху разложения родовых отношений. Греческая литература знала два вида э. - героический (Гомер) и морально-дидактический (Гесиод). Создателями героического э. были аэды и рапсоды. В эллинистической литературе (конец IV - I в. до н.э.) э. представлен творчеством Аполлония Родосского, в римской - Публия Вергилия Марона.История греческой литературы: В 3 т. Т.1. М., 1946. С. 73-182; Толстой И.И. Аэды. Античные творцы и носители древнего эпоса. М., 1958; Шталь И.В. Гомеровский эпитет как элемент художественной системы // Поэтика древнегреческой литературы. М., 1981. С. 331-365; Шталь И.В. Гомеровский эпос. М., 1975; Ярхо В.Н. Новые папирусные тексты в области древнегреческого эпоса и элегии // ВДИ. 1983. № 3.(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)* * *поэтич. жанр, связанный в античности (за редким исключ.) с постоян. стихотв. размером - дактилич. гексаметром. Различаются след. осн. виды античного Э.: 1. Героический Э., у истоков к-рого стоят поэмы Гомера и примыкающий к ним по содержанию киклич. Э. (VIII - VI вв. до н.э.). С падением в V в. до н.э. мировоззренческого значения героич. Э. попытки его возрождения в эпоху эллинизма (III в. до н. э.) делаются в 2 направлениях: ученый мифолог. («Аргонавтика» Аполлония Родосского) и легендарно-ист. Э. (Риан). Ист. Э. находит для себя благоприятную почву в Риме, где интерес к его доблестному прошлому значительно перевешивает ориентацию на мифолог, образцы. Первым по этому пути идет Невий («Пуническая война», написанная еще сатурновым стихом), за к-рым следует Энний («Анналы»). Синтезом историко-мифолог. Э. становится в I в. до н. Э; «Энеида» Вергилия. В дальнейш. развитии (в I в. н. э.) рим. Э. представлено как мифолог. (Стаций), так и ист. направление (Лукан). Последний этап героич. Э. протекает снова в грекоязычной среде и завершается твор-вом Бонна и Квинта Смирнского. 2. Дидактический Э., к-рый, с од. ст., вырастает из стихотв. поучений и афоризмов, с др. - из стремления к систематизации космогонических и героич. мифов (Гесиод и приписываемые ему каталогообраз. поэмы). Ко 2-й линии примыкают в III в. до н. э. Арат и Эратосфен. Разновидностью дидакт. Э. явл. также филос. поэмы «О природе», в к-рых в VI - V вв. до н. э. излагают свои взгляды на становление мира Ксенофан, Парменид и Эмпедокл. Это направление достигает своей вершины в I в. до н. э. на рим. почве в поэме Лукреция. 3. Пародийный Э.: см. «Батрахомиомахия»В.Я.(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Античный мир. Словарь-справочник. EdwART. 2011.