Архитектура римская

Архитектура римская
   строительное иск-во, возникшее как продолжение традиций этрусской и др.-гр. монументальной А. Древнейший период развития А. р., этрусский (VIII - IV вв.), совпал с архаич. и классич. периодами истории Греции. А. этрусков отличалась самобытными формами. Храмы (с многоколонным портиком, двускатной кровлей и антефиксами по краям всех балок и углубленным полем фронтона) имели до трех целл, расположенных по фасаду и связанных с выделением в религии этрусков триад богов (храм Юпитера Капитолийского, VI - V вв., имел целлы Юноны и Минервы). Особенно известны этрусские курганы-тумулусы из камня и гробницы в виде жилища, высеченные в скале, с рельефами и росписями (некрополь в Цере VII - VI вв., купольная гробница в Казале Мариттимо, расписная гробница Авгуров в Тарквиниях, VI в.). Хорошо были развиты инженерные сооружения: сохран. дороги, каналы, мосты. Этрускам был известен т. н. ложный купол и свод, образуемый напусками рядов кладки. Осн. материалом было дерево и камень (известняк, травертин, туф), к-рый клался без раствора. Обществ, структура этрусского города была близка гр., принцип его организации и ритуал основания (обведение границ вспаханной бороздой, перпендикулярное расположение улиц, ориентированных по странам света, - раскопаны г. Миза, Вольсинии, Тарквинии, Вейи) отразились в планировке рим. воен. лагеря и города. Во времена Республики (IV в. - 30 до н. э.), когда Рим присоединил к себе всю Италию, а затем ряд стран Средиземноморья, новым стимулом развития А. р. стала гр. культура эпохи эллинизма. Развиваются как заимствованные типы (театры, палестры, рынки, новые архит. формы храмов, базилик, домов), так и собств. виды построек: амфитеатры, форумы, термы, триумфальные арки. Особое значение приобретают инженерные сооружения: акведуки и мосты с арочными пролетами, маяки. Огромные возможности в строит-ве открыло появление в к. III в. до н. э. нового строительного материала - бетона. Соединение его с арочной конструкцией, первое появление к-рой в Риме относится к IV в. до н. э., дало невиданные ранее возможности для развития рим. зодчества. Первое сооружение в этой технике - сохран. портик Эмилиев в Эмпории (174 до н. э.) - большое прямоуг. здание (487 х 60 м), разбитое на 50 поперечных нефов, каждый из к-рых перекрыт цилиндрическим сводом. Подобные огромные сооружения осуществлялись в искл. короткие сроки (Колизей - за 5 лет). Гл. город - Рим - формировался стихийно, но уже с V в. в Италии,помимо этрусских, существовали и гр. города-колонии с регулярной планировкой по системе Гипподама (Фурии, Посейдония, Неаполь). Одновр. формировалась система рим. лагеря, известная по Полибию: на ровной местности разбивался прямоугольник, ориентированный по странам света. По его контурам сооружался вал и глубокий ров. На пересечении гл. дорог (кардо, сев.-юг, и декуманус, зап.-вост.) устраивалась площадь для собр. воинов - административный и религиозный центр лагеря. Еще несколько перпендикулярных улиц делили лагерь на прямоуг. ячейки разных размеров. Со временем лагеря превращались в ядро новых городов, также прямоуг. в плане (Остия, 340 - 335, Минтурно, Пирга, III в.; Геркуланум и Помпеи, имеющие неск. декуманусов и кардо). К IV в. сформировалось жилище состоят, горожан - замкнутое прямоуг. здание с перекрытым дрором-атрием, вокруг к-рого группировались помещения, т. н. крылья. На противоположной входу стороне находился таблинум. Коридор вел на земельный участок за домом [дома Хирурга (IV в), Саллюстия, (III в.), в Помпеях]. С сер. II в. дом патрициев усложнился, появились элементы эллинизма: перистиль, жен. половина (гинекей), увеличилось кол-во триклиниев (по числу вр. года). Атрий превратился в приемный зал с еще одним парадным колонным залом внутри. Строит, материалом для жилых домов был снач. сырцовый, потом обожженный кирпич, также явившийся нововведением в А. р., и бетон, облицованный мелким камнем. Обществ, сооружения строили из камня (туф, травертин), с к. II в. - из обожженного кирпича разных форм (круглых -для стволов колонн). В к. I в. для облицовки стал применяться мрамор. Блестящий расцвет А. р. пришелся на I - II вв., нач. период Рим. ими. Созданные в Риме образцы строительного иск-ва широко распространялись по всей Империи, расширился набор материалов - мрамор белый (кар­рарский) и цветной, гранит, порфир использовались для отделки монумент, сооружений, дворцов, базилик. Дорогие материалы (золото, перламутр) употреблялись в отделке интерьеров имп. дворцов. В болып-ве сооружений бетон и кирпич составляли основу сводов и купольных перекрытий (Пантеон, II в. н. э.). Ко II в. кирпич как облицовочный материал (цветная узорчатая кладка) начал вытеснять камень. В к. Империи был найден новый способ возведения купола - т. н. веерная кладка (купол Мавзолея Диоклетиана в Солоне, 284 т-305). Увеличивается масштабность и сложность архит. сооружений. Гигантские дворцы и виллы императоров представляют собой целые города («Золотой дом» Нерона в Риме, с центр, вращающимся помещением, ради которого было снесено неск. кварталов). Растет число новых городов, строившихся по типу рим. лагеря (только Август основал их более 30: Августа Претория, Августа Тавринов - совр. Турин, Флоренция, Лукка, Тимгад). Широкое распространение получают колоннадные улицы, часто оканчивающиеся триумфальными арками (Эфес, Антиохия, Пальмира). С к. II в. возводятся лишь немногие постройки традиц. типов, но возникают новые: осн. видом жилища в крупных городах становится инсула, делящаяся на изолированные вертикальные блоки с собств. лестницей. В ниж. этаже помещаются таберны. А. р. поздней Империи (с к. III в.) отражает соц.-полит. изменения в гос-ве: вместо традиц. обществ, построек (терм,цирков) в строит-ве преобладают монумент, сооружения, связанные с культом императоров: дворцы, виллы, мавзолеи, храмы в их честь. В христианское вр. особое знач. приобретают базилики и монастыри.
   Лит.: Сидорова Н. А., Чубова А. П. Искусство Римской Африки. М., 1979; Чубова А. П., и др. Искусство Восточного Средиземноморья I - IV веков. М., 1985; Соколов Г. И. Искусство этрусков, М., 1990; 32, 391 - 672.
   Е.А.С.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Античный мир. Словарь-справочник. . 2011.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Архитектура римская" в других словарях:

  • Архитектура — Слово архитектура по своей форме латинское (architectura), хотя и происходит от греческих корней αρχι и τεκτονική, что значит высшее плотничное или строительное искусство. В этом смысле слову архитектура придавали очень обширное значение; так,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Архитектура Израиля — состоит из множества различных стилей зданий, так как страна этнически неоднородная и каждая из наций принесла что то свое, новое в оформление различный сооружений. Также строительство зданий происходит с учетом местных климатических и… …   Википедия

  • Архитектура Древнего Рима — История Древнего Рима Основание …   Википедия

  • Римская архитектура — Колизей в Риме, Италия. Первые крупные постройки в Риме производились по этрусскому примеру, возможно, даже этрусскими мастерами; поэтому Римская архитектура при самом своём зарождении усвоила себе важнейшую форму этрусского зодчества  циркульную …   Википедия

  • Римская империя — Эта статья содержит сведения об истории Древнего Рима начиная с 27 года до н. э. Основная статья обо всей древнеримской цивилизации  Древний Рим Римская империя лат. Imperium Romanum др. греч. Βασιλεία Ῥωμαίων Древний Рим …   Википедия

  • Римская республика — У этого термина существуют и другие значения, см. Римская республика (значения). Римская республика Res publica Romana Древний Рим …   Википедия

  • Римская литература — История Древнего Рима Основание Рима …   Википедия

  • Римская Греция — История Греции Доисторическая Греция (до XXX в. до н. э.) …   Википедия

  • Римская мифология — Ромул и Рем, Луперкал, Тибр и Палатин на рельефе пьедестала, датируемого правлением Траяна (98 117 н. э.) Ри …   Википедия

  • Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство Северной Африки — «Одиссей, слушающий пение сирен». Фрагмент мозаики из дома Одиссея и Диониса в Дугге. Тунис. III в. Национальный музей Бардо. Тунис. Первобытное искусство Северной Африки () представлено памятниками , неолитическими мегалитами (дольмены в… …   Энциклопедический справочник «Африка»


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»