- Ионийская школа
- направление др.-гр. натурфилософии, зародившееся вМилете и получившее распространение в др. городах Ионии (М.Азия): Эфесе, Клазоменах и др. Осн. проблемой И. ш. стало определение начала (первопричины), организующего чувственно-вещественное многообразие. Фалес, Анаксимандр и Анаксимен пытались решить это при помощи естественнонауч. наблюдений, выделяя одну из 4 стихий (или их сочетание) в кач-ве первоначала. У Гераклита стихийное понятие начала впер, наполняется филос. содержанием (огонь как воплощение противоречия, поддерживающего космич. движение, связан с Логосом, к-рый управляет всем миром). Анаксагор выдвинул понятие Ума (Нуса), к-рый организует космос из беспорядочной смеси стихий. Подход представителей И. ш. к проблеме умозрит. познания был осложнен непреодолимым противоречием, к-рое заключалось в невозм. разумного осмысления чувст-венно-веществ. многообразия из-за его текучести и изменчивости и в недоступности Логоса для челов. ума. Оно было разрешено лишь в результате платоновского синтеза гераклитовского учения о движении и учения элеатов о едином и неподвижном бытии. Философам И. ш. принадлежит разработка понятия Всеобщего (Космоса), к-рое управляется физ. законами и переживает циклическое развитие. С деятельностью ионийских натурфилософов связано зарождение основ астрономии, математики, географии, физики, биологии и др. наук. Филос. понятия И. ш. находятся в прямой зависимости от элементов и процессов чувственно-веществ. мира (бытие - жизнь, возникновение - рождение, уничтожение - гибель).Лит.: Михайлова Э. Н., Чанышев А. Н. Ионийская философия. М., 1966М.О.(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Античный мир. Словарь-справочник. EdwART. 2011.